26.07.2023 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее – «СКЭС ВС РФ») вынесла Определение № 307-ЭС23-598 по делу Атлант (№ А56-6172/2021), в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности требований таможенного органа не указывать сведения о контрольно-идентификационных знаках в отношении одного из основных компонентов ввозимого товара и отказа в выпуске такого товара.

Как следует из судебного акта, общество с ограниченной ответственностью «Атлант» (далее – «Общество») ввезло на территорию РФ колеса ходовые из стали в сборе с шинами (далее – «товар», «товары») на основании внешнеэкономического контракта с иностранным поставщиком. При таможенном декларировании в графе 31 декларации на товары Общество указало коды маркировки шин (далее – «контрольно-идентификационные знаки», «КИЗ»), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 (далее – «Постановление № 1958»).

По результатам таможенного контроля до выпуска товаров таможня потребовала от Общества внести изменения в декларацию на товары, исключив из нее сведения о КИЗ. Общество не исполнило данное требование таможни, в связи с чем таможня отказала ему в выпуске товаров. Общество обжаловало указанное требование и решение таможни в суде.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, основываясь на том, что ввезенные колеса представляют собой многокомпонентный товар, а действующее законодательство не содержит запрета на указание в декларации на товары контрольно-идентификационных знаков составных частей многокомпонентных товаров.

Кассационный суд отменил судебные акты нижестоящих судов и вынес постановление об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на следующее:

  • ввезенный товар представляет собой колеса в сборе, а не шины;

  • действующим законодательством не установлено требование об указании КИЗ в отношении колес;

  • при указании КИЗ в отношении колес в информационную систему мониторинга таможенного органа поступят сведения о товаре, выпуск которого таможней фактически не производился.

СКЭС ВС РФ отменила постановление кассационного суда, оставив в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, указав следующее:

  • Требование о маркировке шин и покрышек пневматических установлено Решением Совета ЕЭК от 18.11.2019 № 129.

  • Согласно правилам маркировки шин, установленных Постановлением № 1958, ввод в оборот продукции (т.е. помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления), соответствующей в том числе коду ОКПД2 22.11.13.110, должен осуществляться с нанесенными на нее средствами идентификации.

  • Общество ввезло колеса ходовые из стали бездисковые в сборе с шиной, то есть многокомпонентные товары, которые предназначен для использования на грузовых автомобилях, что соответствует коду 22.11.13.110 ОКПД.

  • Порядок заполнения декларации на товары, установленный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, не содержит запрета на указание в декларации на товары кодов идентификации составных частей многокомпонентных товаров. Более того, данный порядок содержит прямое требование о необходимости указания кодов маркировки товаров, в отношении которых установлены требования о такой маркировке.

  • Таможня не привела доводов, которые могли бы подтвердить невозможность осуществления таможенного контроля в отношении ввезенных Обществом товаров после их выпуска в случае указания КИЗ шин в графе 31 декларации на товары, а также не обосновала, как именно указание Обществом спорных сведений в декларации препятствует выпуску товаров.

  • Позиция таможенного органа в данном случае является формальной и создает необоснованные препятствия добросовестным декларантам для ввоза товаров, а примененная мера в форме отказа в выпуске носит явно несоразмерный, чрезмерный характер.

Также СКЭС ВС РФ особо отметила факт того, что Общество действовало как разумный и добросовестный участник в публичных правоотношениях с таможенными органами:

«… зная, что фактически указание кодов маркировки шин в декларации не является обязательным условием для выпуска товаров в настоящем случае, (декларант) сообщил таможенным органам сведения о шинах, позволяющих в дальнейшем осуществлять в их отношении функции контроля, связанные как с защитой потребителей от контрафактной продукции, так и с обеспечением такой публично-значимой ценности как экологическая безопасность».

При рассмотрении данного спора СКЭС ВС РФ отметила интересный факт. Аналогичное дело (№ А56-4446/2021) с теми же участниками было рассмотрено судами трех инстанций, которые удовлетворили требования Общества, а ВС РФ отказал в его передаче в СКЭС ВС РФ. Несмотря на это кассационным судом по данному делу был принят оспариваемый судебный акт, содержащий правовую позицию, которая противоречит ранее высказанной судами позиции, что свидетельствует об отсутствии единообразия в судебной практике.

Хотелось бы отметить, что данный судебный акт в очередной раз демонстрирует неформальный подход СКЭС ВС РФ к рассмотрению таможенных споров по определенным делам.

Юристы налоговой и таможенной практики Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам, касающимся требований к декларированию товаров, а также сопровождения споров с таможенными органами.