21.04.2023 Арбитражный суд Кемеровской области вынес Решение по делу Оушенс Майнинг (№ А27-17506/2022), в рамках которого рассматривался спор о переквалификации консультационных услуг в услуги по организации и обеспечению поставок угля с точки зрения определения места реализации для целей НДС.

Как следует из судебного акта, Инспекция ФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области – Кузбассу (далее – «Инспекция») провела камеральную налоговую проверку уточненной декларации по НДС, представленной ООО «Оушенс Майнинг» (далее – «Общество»), по итогам которой пришла к выводу, что Общество неправомерно определило вид услуг, оказанных в пользу заказчика в Гонконге, в качестве консультационных. Инспекция признала, что, по сути, Обществом были оказаны услуги по организации и обеспечению поставки угля, местом реализации которых является территория РФ.

Согласно договору между Обществом и гонконгским заказчиком Общество оказывало услуги по взаимодействию между иностранными покупателем и продавцом товара, экспедитором груза и грузополучателями при оформлении заявок на перевозку груза, при оформлении железнодорожных перевозочных документов, осуществляло взаимодействие с ОАО «РЖД», экспедитором и т.п., осуществляло контроль в отношении исполнения условий поставки продавцом угля, организовывало работу с третьим лицом по контролю качества угля и т.п. При этом размер оплаты за услуги зависел от количества угля, поставленного в адрес заказчика услуг (или указанного им грузополучателя) в течение отчетного периода.

Суд встал на сторону Инспекции на основании следующих доводов:

  • Консультационными услугами являются услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций.

  • Характер спорных услуг, отличный от консультационных, подтверждается свидетельскими показаниями работников Общества, которые указали, что суть услуг состояла в поиске поставщиков, производителей, экспедиторов угля и взаимодействии с ними в части организации процессов поставки/доставки угля.

  • Деловая переписка между Обществом, поставщиком, покупателем угля и экспедитором состояла в согласовании объемов поставок, обмене транспортными и таможенными документами, обмене информацией в отношении производителей, грузополучателей, экспедиторов, действующих на рынке угля, с целью организации заключения договоров по поставке угля.

  • Для целей оказания услуг Общество также приобретало информационные услуги у ООО «Аналитическое агентство «Информ – Уголь», соответственно, даже если признать, что Общество «перепродавало» аналогичные услуги в адрес гонконгского заказчика, то местом реализации таких услуг является РФ.

  • В рамках отношений сторон не составлялись поручения, в отношении которых требуются консультации, а также не составлялся отчет о проведенной работе, что, как правило, предполагается при оказании консультационных услуг.

  • Обществом не был заявлен ОКВЭД в отношении деятельности по оказанию консультационных услуг, такой вид деятельности был добавлен после составления протокола допроса руководителя Общества.

  • Оплата услуг зависела от количества отгруженного угля, что не предполагается в случае оказания консультационных услуг.

На основании указанных доводов судом был поддержан вывод, что фактически Обществом были оказаны услуги по организации поставок угля в адрес иностранной компании, а не консультационные услуги. В указанных обстоятельствах место реализации услуг должно определяться «по поставщику», соответственно, Общество неправомерно не исчислило НДС с реализации услуг в адрес иностранного контрагента.

Юристы налоговой практики Nextons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам применения налогового законодательства, а также сопровождения споров с налоговыми органами, и будут рады оказать всестороннюю поддержку по указанным направлениям.