30.05.2022 Арбитражный суд г. Москвы вынес решение по делу Полимекс (№ А40-35559/22), в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности неудержания налогоплательщиком налога на прибыль иностранной организации в отношении выплаченных ей доходов в виде дивидендов.
Как следует из судебного акта, ИФНС России № 34 по г. Москве (далее – «Инспекция») в 2021 году была проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета ООО «Полимекс-Мостосталь Восток» (далее – «Общество») о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 6 месяцев 2018 года. По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении Обществом освобождения от налогообложения в Российской Федерации дивидендов, выплаченных единственному участнику Общества — налоговому резиденту Польши.
Согласно позиции Общества, в данном случае у него не возникало обязанностей налогового агента в отношении выплачиваемого дохода ввиду положений п. 1 ст. 7 Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – «СОИДН»), заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша 22.05.1992, а также ст.ст. 24, 284, 309-310, 312 НК РФ. Общество полагало, что положения ст. 7 СОИДН предусматривают не обязательность, а лишь возможность налогообложения в Российской Федерации такого вида дохода, выплачиваемого налоговому резиденту Республики Польша. Соответственно, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ, обязанностей налогового агента по налогу на прибыль (доходы) иностранных юридических лиц при выплате иностранному участнику дивидендов у Общества не возникает.
Суд, разрешая возникший спор в пользу Инспекции, указал следующее:
- Международные соглашения об избежании двойного налогообложения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее – «Модельная конвенция ОЭСР» и на официальных комментариях к ней, содержащих толкование ее положений (далее – «Комментарии»).
- В Комментариях к ст. 10 Модельной конвенции ОЭСР относительно налогообложения дивидендов разъяснено, что указанный принцип налогообложения всего лишь предполагает, что дивиденды могут облагаться налогом в государстве резидентства выгодоприобретателя. В п. 4 Комментариев к ст. 10 Модельной конвенции ОЭСР указано, что п. 1 ст. 10 Модельной конвенции ОЭСР не предписывает налогообложения дивидендов либо исключительно в государстве резидентства выгодоприобретателя, либо исключительно в государстве резидентства компании, выплачивающей дивиденды. Более того, в п. 6 Комментариев указано на недопустимость налогообложения дивидендов исключительно в государстве резидентства выгодоприобретателя. При этом сделан вывод о нереалистичности предположения о наличии перспективы достижения договоренности об отказе от любого налогообложения дивидендов у источника выплаты.
- Таким образом, с учетом положений п.п. 9, 10, 18, 19 Комментариев к ст. 10 Модельной конвенции ОЭСР, наличие у Российской Федерации, резидентом которой является Общество, права на обложение налогом на прибыль доходов, полученных участником Общества, предполагается на основании СОИДН, согласно приводимой в Комментариях редакции.
- Принимая во внимание объект и цель заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, смысл приведенной нормы СОИДН состоит в том, что государство, налоговым резидентом которого является получатель дивидендов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов. Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в Российской Федерации как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в Российской Федерации. При этом участники указанных операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги.
- Комментарии как акт международной организации являются, согласно ст. 32 Венской конвенции от 23.05.1969, одним из средств толкования международных соглашений об устранении двойного налогообложения, заключенных в соответствии с Модельной конвенцией ОЭСР, что нашло отражение в судебной практике арбитражных судов Российской Федерации.
- Учитывая вышеизложенное, положения ст. 7 СОИДН не освобождают дивиденды, выплачиваемые резиденту Республики Польша, от налогообложения на территории государства, где находится источник выплаты дохода, т.е. в Российской Федерации. Однако возможно применение пониженной ставки налога в отношении таких доходов на территории Российской Федерации. При этом при выплате доходов в виде дивидендов резиденту Республики Польша Общество является налоговым агентом, и при исчислении налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, Обществу следовало применять ставку, предусмотренную ст. 7 СОИДН, т.е. 10%.
Принимая во внимание обширную судебную практику по аналогичным спорам (дела №№ А62- 8486/2018, А40-210547/2019, А41-18867/2019, А23-6757/2018, А40- 52756/2018, А40-32910/2015, А40-11832/2016, А40-254413/2017, А62-6588/2017, А40-194483/2018, А40-35434/2019, А40-35438/2019), можно сказать, что исход данного спора был заранее предсказуем. Тем не менее, подтвержденное судом значение Комментариев применительно к системе налогового права Российской Федерации не может не заслуживать особого внимания.
Специалисты налоговой практики Dentons, имеющие богатый практический опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам применения льгот и преференций в рамках международных соглашений по вопросам налогообложения, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков в судах, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям.