25.03.2022 Арбитражный суд г. Москвы принял решение по делу ПАО «Газпром» (далее – «Общество») № А40-250895/2021.
Предметом спора между Обществом и налоговым органом стало определение сумм иностранных налогов, удержанных при выплате Обществу различных видов доходов (лицензионных платежей за использование товарных знаков, процентов за отсрочку платежа за поставленный товар, процентов по выданному займу), подлежащих зачету при уплате российского налога на прибыль. Спор возник в связи с тем, что выплата доходов и удержание иностранных налогов осуществлялись в одних валютах (российских рублях и долларах США), а перечисление налогов в бюджеты иностранных государств осуществлялось в других валютах (национальных валютах тех государств, в которых удерживался налог у источника) по курсу, установленному национальным законодательством таких государств. Общество полагало, что сумма удержанного иностранного налога для целей проведения зачета должна пересчитываться в российские рубли по курсу ЦБ РФ, исходя из курса валют, в которых были выплачены доходы и удержаны налоги, либо учитываться в валюте выплаты дохода, если в качестве таковой выступали российские рубли. Налоговый орган, в свою очередь, полагал правильным определять сумму иностранного налога, подлежащего вычету из суммы российского налога на прибыль, путем пересчета в российские рубли по курсу ЦБ РФ валюты, в которой суммы удержанного налога были фактически перечислены налоговыми агентами в бюджеты иностранных государств.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, суд первой инстанции обосновал свою позицию следующим:
- Пункт 3 ст. 311 НК РФ и применимые международные договоры по вопросам налогообложения позволяют вычесть уплаченную (удержанную) сумму иностранного налога из суммы российского налога на прибыль, исчисленного с дохода, из которого эта сумма была удержана.
- Как следует из п. 5 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных НК РФ случаях в иностранной валюте, в валюту РФ осуществляется по курсу ЦБ РФ на дату уплаты налога. Указанная норма не содержит требования осуществлять пересчет суммы иностранного налога, исходя из валюты платежа, определенной в соответствии с законодательством иностранного государства, и уж тем более осуществлять пересчет суммы налога, удержанного в российских рублях, но перечисленного в бюджет иностранного государства в иностранной валюте.
- В соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ основанием для осуществления зачета иностранного налога при уплате российского налога на прибыль является подтвержденная налоговым агентом информация относительно суммы удержанного налога. Следовательно, значение имеют данные об удержании налога налоговым агентом, а не данные о перечислении им удержанного налога в бюджет иностранного государства.
- Несостоятельными являются ссылки налогового органа на положения налогового законодательства иностранных государств, поскольку указанные положения не регулируют отношения, связанные с зачетом иностранных налогов в РФ.
- По смыслу российского законодательства о налогах и сборах при определении размера вычета иностранного налога имеет значение сумма расходов российской организации на уплату иностранного налога, а она определяется суммой дохода, удержанного (не перечисленного российской организации) иностранным налоговым агентом, определяемой валютой платежа по соответствующим контрактам.
- Поскольку позиция налогового органа основана на искажении фактов хозяйственной жизни налогоплательщика, в соответствии с п. 1 ст. 54.1 НК РФ она не может использоваться для уменьшения суммы налога, подлежащего уплате Обществом в российский бюджет.
- Толкование налоговым органом положений ст. 311 НК РФ не позволяет достичь цели устранения двойного налогообложения, что противоречит позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.02.2001 № 3-П, согласно которой недопустимо придание положению налогового закона смысла, противоречащего его аутентичному смыслу и цели, а также сути основанных на нем правоотношений.
- Наконец, примененная налоговым органом методология расчета суммы иностранных налогов, подлежащих вычету из суммы российского налога на прибыль, противоречит ряду ранее данных разъяснений Минфина России и ФНС России, а также Инструкции по заполнению налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, утвержденной Приказом МНС РФ от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@.
- Поскольку применимые международные договоры по вопросам налогообложения не содержат определения используемого в них понятия «сумма уплаченного налога», для уяснения значения данного понятия должно использоваться российское налоговое законодательство.
Рассматриваемый судебный акт представляет собой редкий в наше время пример документа, содержащего весьма аргументированную и логически выстроенную позицию. Весьма странным, однако, представляется то, что спорный момент не был урегулирован в рамках процедуры налогового мониторинга, которую с большой долей вероятности Общество использовало в проверяемые периоды. Впрочем, возможно сумма доначисленного налога в размере 61 млн рублей показалась налоговому органу настолько существенной, что он, что называется, «пошел на принцип» и решил довести дело до суда. Остается только гадать, был бы налоговый орган столь же принципиален в отстаивании своей позиции, если бы предложенная им методология расчета приводила к увеличению зачитываемой суммы иностранных налогов по сравнению с расчетом самого Общества.
Специалисты налоговой практики Dentons, имеющие богатый опыт консультирования налогоплательщиков и защиты интересов налогоплательщиков в судах по вопросам, связанным с применением положений международных налоговых договоров, в том числе касающихся реализации российскими организациями и физическими лицами права на зачет иностранных налогов, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данному направлению.