14 октября 2020 года Арбитражный суд Ростовской области вынес решение по делу № А53-11278/20, в рамках которого рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью «Мировая Техника-Кубань» (далее – «Общество») и Южным таможенным управлением (далее – «таможенный орган», «ЮТУ») касательно корректировки заявленной Обществом таможенной стоимости ввезенных им товаров в связи с невключением в нее дивидендов, уплаченных Обществом в адрес его участника, а также части стоимости международной перевозки.
Как следует из материалов дела, в 2017 году Общество осуществляло ввоз товаров на территорию РФ в рамках внешнеторговых контрактов с компанией «Мировая Техника Лимитед» (далее – «продавец»). Таможенная стоимость ввозимых товаров была заявлена Обществом в соответствии с методом по цене сделки с ввозимыми товарами (Метод 1). Таможенный орган согласился с заявленной Обществом таможенной стоимостью.
Продавец является одним из участников Общества, которому выплачивается часть чистой прибыли Общества в качестве дивидендов по результатам хозяйственной деятельности Общества. Общество и продавец являются взаимосвязанными лицами по смыслу ст. 37 ТК ЕАЭС.
В результате проведения камеральной таможенной проверки в 2019 году, таможенный орган пришел к выводу, что таможенная стоимость ввезенных Обществом товаров была задекларирована недостоверно – в частности, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате продавцу, не были добавлены:
- дивиденды, квалифицированные как часть дохода (выручки), полученного продавцом в результате последующей продажи Обществом ввозимых товаров;
- стоимость международной перевозки (в отношении некоторых деклараций на товары).
В связи с этим таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров и начислении Обществу дополнительных таможенных платежей.
Общество обжаловало данные решения ЮТУ в арбитражный суд Ростовской области. Суд, удовлетворяя требования Общества, исходил из следующего.
В отношении включения дивидендов в таможенную стоимость:
- внешнеторговые контракты, заключенные между Обществом и продавцом, не предусматривали обязанность Общества перечислять продавцу определенную часть выручки от последующей продажи ввозимых товаров;
- расчет суммы дивидендов, подлежащих включению в таможенную стоимость ввезенных товаров, произведён таможенным органом неправомерно и неверно (в него включены обязательства, не подлежащие включению – в частности, за основу для расчета дивидендов была взята часть нераспределенной прибыли прошлых лет);
- для определения суммы дивидендов, подлежащих включению в таможенную стоимость ввезенных товаров, таможенным органом был применен аналитический метод, однако таможенным законодательством не предусмотрено применение аналитического метода при добавлении дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате;
- выплаченные дивиденды невозможно напрямую соотнести с товаром, ввезенным по спорным декларациям на товары;
- для целей оценки таможенной стоимости ввозимых на территорию РФ товаров понятие «стоимость сделки» (в том виде, в котором оно закреплено в ст. 39 ТК ЕАЭС, а также было закреплено на момент ввоза товаров в ст. 4 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза») носит специальный характер и относится лишь к тем платежам, которые выступают в качестве встречного предоставления за приобретаемый товар (цена товара), что не равнозначно совокупности любых денежных обязательств.
В отношении включения стоимости международной перевозки (услуг демереджа и стриппинга):
- таможенный орган не привел доказательств того, что Общество фактически уплатило иную сумму за транспортно-экспедиционные услуги, чем указано в счете;
- услуги демереджа и стриппинга были оказаны после прибытия товара (в российском порту) и, следовательно, не подлежат включению в таможенную стоимость.
Следует отметить, что при рассмотрении данного дела суд уделил особое внимание правомерности выбранного таможенным органом порядка расчета сумм дивидендов, включенных в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Данное судебное решение продолжает положительно складывающуюся практику в отношении включения дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров (наряду с делом № А56-137218/2019) и представляется очень важным, принимая во внимание его чрезвычайную актуальность для широкого круга участников внешнеэкономической деятельности в ситуациях, когда продавец является, в том числе, одним из учредителей заявителя.
Юристы налоговой и таможенной практики Dentons имеют обширный опыт консультирования клиентов по вопросам определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также сопровождения споров с таможенными органами как на этапе досудебного, так и на этапе судебного разбирательства.