Перейти к содержимому
  • Русский

Налоговый и таможенный блог

Dentons_Logo_Purple_RGB_150

Новости налоговой и таможенной практики

open menu close menu

Новости налоговой и таможенной практики

  • Главная страница
  • О практике
  • Услуги
  • Наша Команда

НДС на электронные услуги: Обзор позиций. Часть 1

Авторы: Джангар Джальчинов, Валентин Ларин, and Антон Новак
6 Июля 2021
  • Обзор законодательства
  • Российское налогообложение
Share on Facebook Share on Twitter Share via email Share on LinkedIn

Уважаемые друзья!

Два с половиной года прошло с тех пор, как особый порядок налогообложения НДС был распространён на оказание иностранными организациями электронных услуг российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Пока рано говорить о появлении значимой судебной практики, но уже можно оценить действия контролирующих органов в условиях неясностей и противоречий применения нового режима.

Безусловно, самым знаковым событием в данной области налогообложения стало появление Письма ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937@. Оно установило консенсус между налоговыми органами и налогоплательщиками, признав де-факто право российских налогоплательщиков применять старый порядок удержания НДС при покупке электронных услуг, не теряя при этом право на вычет.

Об этом письме ФНС России сказано и написано много, так что повторяться не будем. Вместо этого предлагаем обратиться к другим разъяснениям контролирующих органов за последние два с половиной года и попытаться понять, намечены ли ориентиры в разрешении прочих не менее сложных вопросов обложения НДС электронных услуг.

Ниже мы сгруппировали письма Минфина и ФНС России по наиболее актуальным вопросам, с которыми специалисты Dentons сталкивались на практике. Надеемся, что-то из изложенного будет полезно и в вашей деятельности. Ведь вопреки ожиданиям, новый режим затронул отнюдь не только ИТ-компании, но оказал влияние практически на весь бизнес, который так или иначе полагается на услуги иностранных поставщиков с ИТ-элементами.

Материал мы будем выкладывать постепенно и в конце опубликуем сводный обзор.

Введение

Не вдаваясь в подробности, кратко напомним: с 01.01.2017 в НК РФ появилась новая категория услуг – услуги, оказываемые в электронной форме. Согласно новым правилам определения места оказания услуг для целей НДС, начиная с указанной даты, операции иностранных поставщиков по оказанию электронных услуг стали рассматриваться как совершённые в России, если покупателями таких услуг являлись российские физические лица, кроме ИП (ст. 148 НК РФ).

Пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ была установлена обязанность иностранных поставщиков электронных услуг встать на учет в российских налоговых органах, а статьёй 174.2 НК РФ – перечень услуг, которые считаются электронными, а также обязанность таких поставщиков отчитываться по НДС и уплачивать данный налог самостоятельно (за исключением отдельных случаев).

Спустя два года, т.е. с 01.01.2019, данный режим налогообложения был распространён и на оказание иностранными организациями электронных услуг российским компаниям и индивидуальным предпринимателям. При этом для целей принятия российскими покупателями НДС к вычету законодатель предусмотрел особые (упрощённые) правила (п. 2.1 ст. 171 НК РФ).

Часть 1. Что признаётся электронными услугами?

Перечень электронных услуг закреплён в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. Данный перечень достаточно широк, но является закрытым. Все пункты в нем объединены двумя общими критериями:

  1. услуги должны быть оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (ИТС), включая Интернет, и
  2. услуги должны быть оказаны «автоматизированно с использованием информационных технологий».

Также в данной норме приведены примеры (т.е. открытый перечень) услуг, которые не считаются электронными. При составлении списка электронных услуг законодатель, по всей видимости, ориентировался на ст. 7 Регламента Совета (ЕС) № 282/2011 к Директиве № 2006/112/EC об НДС, где закреплен похожий перечень электронных услуг и исключений из него.

С одной стороны, содержание электронных услуг, казалось бы, достаточно чётко выражено в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. При ознакомлении с ним в голове сразу возникают примеры популярных сервисов, которые законодатель имел в виду при формулировании списка. С другой стороны, неясности остаются, прежде всего, из-за неопределённых формулировок как общих критериев, так и отдельных позиций перечня.

Давайте посмотрим, что по этому вопросу комментировали Минфин и ФНС России. Отметим, что не во всех случаях мы согласны с их мнением. В практической плоскости рекомендуем критически оценивать эти разъяснения и делать поправку на особенности конкретных хозяйственных ситуаций.

Что понимается под ИТС?
Письмо Минфина России от 02.04.2021 N 03-07-08/24548
 
Также см.:
Письмо Минфина России от 01.03.2019 N 03-07-08/13353
Письмо Минфина России от 19.02.2019 N 03-07-08/10373
Письмо Минфина России от 22.01.2019 N 03-07-08/3061
ИТС это не только Интернет, но и любые иные сети, соответствующие определению этого термина в Законе о защите информации.
 
Цитата:

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ИТС — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
 
Таким образом, к информационно-телекоммуникационной сети относится не только информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, но и иные сети, соответствующие определению, предусмотренному пунктом 4 статьи 2 указанного Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ.
Письмо ФНС России от 18.01.2019 N СД-4-3/687@Усовершенствованная виртуальная частная сеть охватывается понятием ИТС.

Цитата:
 
Федеральная налоговая служба рассмотрела проект ответа на письмо ООО по вопросу применения налога на добавленную стоимость иностранными организациями в отношении услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), оказываемых через усовершенствованную виртуальную частную сеть, и сообщает, что поддерживает позицию о том, что на такие услуги распространяются нормы статьи 174.2 Кодекса, по следующим основаниям.
 
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
 
Таким образом, к информационно-телекоммуникационной сети относится не только информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, но и иные сети, соответствующие понятию определения, предусмотренного пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
Что значит «автоматизированное» оказание услуг?
Письмо Минфина России от 30.03.2021 N 03-07-08/22913Автоматизированное оказание услуг означает оказание услуг с применением комплексов средств автоматизации и сотрудников, использующих данные комплексы.
 
Цитата:
 
По мнению Минцифры России, изложенному в письме от 04.03.2021 N П8-1-06-085-6418, направленном в адрес Минфина России, под автоматизированным оказанием организациями услуг (оказанием услуг в электронной форме), на регулирование которого направлена статья 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), следует понимать оказание услуг с использованием автоматизированных систем — совокупностей комплексов средств автоматизации (компонентов автоматизированных систем, включающих программно-технические комплексы, информационные базы и прочие элементы) и сотрудников (персонал) организаций, использующих данные комплексы при оказании соответствующих услуг. При этом во избежание неоднозначности трактовки в целях статьи 174.2 Кодекса определения термина «автоматизированно» услугами, оказываемыми автоматизированно, следует считать только те услуги, которые поименованы в указанной статье Кодекса.
Предоставление биржевой информации в виде цифровых данных через Интернет – электронная услуга или нет?
Письмо Минфина России от 01.06.2020 N 03-07-08/46485
 
Также см.:
Письмо ФНС России от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@
Предоставление биржевой информации в виде цифровых данных через Интернет рассматривается как электронная услуга.
 
Цитата:
 
К услугам, оказываемым в электронной форме, на основании абзаца 11 пункта 1 статьи 174.2 Кодекса относится в том числе оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть Интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода).
 
Таким образом, в случае если покупателем оказываемых российской организацией услуг по предоставлению биржевой информации, представляющей собой цифровые данные и иные сведения неконфиденциального характера о ходе и итогах торгов на бирже, а также информационные сообщения, обработанные и систематизированные с помощью программно-технических средств и оборудования, является иностранная организация, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются. В связи с этим при получении вознаграждения за оказанные российской организацией услуги налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Предоставление (передача) IP-адресов – электронная услуга или нет?
Письмо Минфина России от 23.10.2019 N 03-07-08/81540В запросе налогоплательщика выражена заслуживающая внимания мысль, что услуга по предоставлению (передаче) IP-адресов не должна приравниваться к предоставлению доступа к сети Интернет и, соответственно, не может квалифицироваться как электронная. Минфин России уклонился от ответа, сославшись на то, что конкретные хозяйственные ситуации не оценивает.
 
Цитата:
 
Вопрос: Под трансфером интернет-ресурсов в рамках Договора понимается процедура передачи IP-адресов от Исполнителя Заказчику; IP-адрес представляет собой уникальный идентификатор устройства (компьютера, сервера), подключенного к Интернету; получение IP-адресов необходимо организации для обеспечения доступа к сети Интернет конечных пользователей. Таким образом, само по себе наличие IP-адресов еще не говорит о получении доступа, поскольку доступ к сети Интернет обеспечивается также предоставлением канала связи, который соединяет оборудование пользователя сети Интернет и оборудование провайдера.
 
Квалифицируются ли услуги по трансферу интернет-ресурсов (IP-адресов) как один из видов услуг в электронной форме, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 174.2 НК РФ, учитывая, что:
 
— услуги по трансферу интернет-ресурсов (IP-адресов) прямо не поименованы в п. 1 ст. 174.2 НК РФ как услуги в электронной форме;
 
— формулировка абз. 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ и применение словосочетания «в частности» говорят о том, что перечень услуг, которые не признаются услугами в электронной форме, является открытым (то есть если услуги не подпадают ни под один из видов услуг, перечисленных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, то они не относятся к услугам в электронной форме)?
Письмо Минфина России от 18.05.2018 N 03-08-05/33919В разъяснениях выражена сомнительная позиция, что услуга по предоставлению IP-адресов является частью услуги по предоставлению доменных имен, которая квалифицируется как электронная.
 
Цитата:
 
При этом согласно абзацу девятому пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к услугам в электронной форме, подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость, относится оказание услуг по предоставлению доменных имен, которые предусматривают в том числе предоставление IP-адресов.
Предоставление лицензионных прав на аудиовизуальные произведения посредством технологии FTP/SFTP или Aspera – электронная услуга или нет?
Письмо Минфина России от 22.05.2019 N 03-07-08/36675В запросе налогоплательщика выражена заслуживающая внимания мысль, что предоставление прав по лицензионному договору с использованием сетевых протоколов относится к электронным услугам. Минфин России уклонился от ответа, сославшись на то, что конкретные хозяйственные ситуации не оценивает.
 
Цитата:
 
Вопрос: В соответствии с условиями лицензионного договора программы, исходные материалы и их носители передаются лицензиату с применением технологии FTP/SFTP или Aspera.
 
FTP (File Transfer Protocol), а также SFTP и Aspera представляют собой протоколы, обеспечивающие безопасное соединение пользователя с сервером, передающим данные (файлы), посредством сети Интернет.
 
Таким образом, из положений лицензионного договора следует, что предоставление прав (оказание услуг) на использование программ осуществляется именно в электронной форме, т.е. «…через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий…» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ).
Приобретение в интересах заказчика ПО и его установка на оборудовании заказчика в режиме удалённого доступа – электронная услуга или нет?
Письмо Минфина России от 06.05.2019 N 03-07-08/32895В запросе налогоплательщика выражена заслуживающая внимания мысль, что локальная установка в режиме удаленного доступа ПО, которое не скачивается заказчиком и доступ к которому не предоставляется заказчику через Интернет, к электронным услугам не относится. Минфин России уклонился от ответа, сославшись на то, что конкретные хозяйственные ситуации не оценивает.
 
Цитата:
 
Вопрос: ООО приобретает у иностранного поставщика следующие услуги: приобретение и установка от имени иностранной компании, но за счет ООО лицензионных программ, установка приобретенных программ в сети ООО в режиме удаленного доступа.
 
Иностранный поставщик оказывает услуги не путем предоставления прав на программы, а путем их приобретения, передачи прав ООО и их установки непосредственно через внутреннюю сеть (через удаленный доступ), т.е. программы не скачиваются из сети Интернет и не используются непосредственно в сети Интернет.
 
ООО считает, что порядок, установленный НК РФ в части налогообложения НДС электронных услуг, и порядок в части применения вычета по НДС по данным услугам не применимы к описанной ситуации.
Передача заказчику результатов работ по производству рекламных материалов посредством ftp-сервера – электронная услуга или нет?
Письмо Минфина России от 08.02.2019 N 03-07-08/7638Передача результатов работ, выполненных по заданию заказчика, посредством ftp-протокола не является электронной услугой.
 
Цитата:
 
Одновременно сообщается, что пунктом 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень услуг в электронной форме, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
 
Передача результатов работ, в том числе работ по производству рекламных материалов (видео-, радиоролики, дизайн-макеты, презентации, фотоматериалы и др.), посредством ftp-сервера к услугам, оказанным в электронной форме, в указанном перечне не поименована.
Share on Facebook Share on Twitter Share via email Share on LinkedIn
ПОДПИСАТЬСЯ
Получать уведомления о новых публикациях.
ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ
Джангар Джальчинов

Джангар Джальчинов

Все сообщения

Валентин Ларин

Валентин Ларин

Все сообщения

Антон Новак

Антон Новак

Все сообщения

Похожие сообщения

  • Налоговые споры
  • Российское налогообложение

Защита деловой репутации, пострадавшей от действий налогового органа

Авторы: Джангар Джальчинов and Антон Новак
  • Обзор законодательства
  • Российское налогообложение

Налоговые меры в связи с распространением коронавируса

Представляем вашему вниманию обзор налоговых мер в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Авторы: Джангар Джальчинов
  • Налоговые риски
  • Налоговые споры
  • Налоговый due diligence
  • Российское налогообложение

Развитие судебной практики по вопросам применения «схем» по уходу от налогообложения при производстве и реализации алкогольной продукции

24 мая 2020 года Арбитражным судом Омской области вынесено решение по делу № А46-5513/2019, в рамках которого ООО «Ликеро-водочный завод […]

Авторы: Джангар Джальчинов and Алексей Матвеев

О DENTONS

Dentons – Группа лиц Dentons предоставляет полный спектр юридических услуг в более чем 80 странах. В Dentons работают 20 000 специалистов, включая 12 000 юристов, которые помогают клиентам в решении возникающих у них проблем и реализации возможностей по всему миру. В России в группу лиц Dentons входят АО «Дентонс Юроп» и ООО «Дентонс Юроп», которые сотрудничают с адвокатским бюро «Дентонс» на основании соглашения об оказании юридической помощи. www.dentons.com

Twitter

Категории

  • Без категории
  • Международное налогообложение
  • Мероприятия
  • Награды и рейтинги
  • Налоговые льготы
  • Налоговые риски
  • Налоговые споры
  • Налоговый due diligence
  • Обзор законодательства
  • Рейтинги и награды
  • Российское налогообложение
  • Сделки M&A
  • Таможня
  • Трансфертное ценообразование
  • Частное благосостояние

© 2022 Dentons

  • Правовая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Использование cookies