31.03.2021 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение по делу АО «Говерниа Ою» (далее – «Компания») (№ А56-113989/2020), в рамках которого рассматривался вопрос о наличии оснований для привлечения Компании к налоговой ответственности в соответствии с п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение иностранной организацией налоговому органу сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 23 НК РФ (сведений об участниках иностранной организации – собственника российского недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество организаций).
Частично удовлетворяя требование Компании о признании недействительным решения налогового органа о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, суд указал на следующее:
- Компанией, действующей на территории РФ через аккредитованный филиал и являвшейся собственником нескольких объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Санкт-Петербурга, не исполнена установленная п. 3.2 ст. 23 НК РФ обязанность по представлению сведений о ее участниках, в связи с чем вынесение налоговым органом решения о привлечении Компании к налоговой ответственности принципиально является правомерным.
- Тот факт, что единственным участником Компании является Финляндская Республика, с которой Российской Федерацией заключен договор о приобретении указанных объектов недвижимого имущества через Компанию, в связи с чем Российская Федерация не могла не знать о том, кто является участником Компании, признан судом обстоятельством, не являющимся основанием для освобождения Компании от ответственности за невыполнение требований п. 3.2 ст. 23 НК РФ.
- В то же время суд признал наличие значительного числа смягчающих обстоятельств, позволяющих, по мнению суда, снизить размер штрафа с 5 млн руб. до 100 тыс. руб., а именно:
-Отсутствие у Компании умысла на сокрытие факта участия Финляндской Республики в ее капитале (поскольку у Компании были основания полагать, что указанная информация является общедоступной и потому известна налоговым органам), в связи с чем уровень общественной опасности бездействия со стороны Компании признан незначительным.
-Признанной целью введения обязанности по предоставлению налоговым органам иностранными организациями – собственниками российского недвижимого имущества являлось воспрепятствование незаконному выводу капитала и злоупотреблениям (использованию низконалоговых юрисдикций в целях получения необоснованной налоговой выгоды) в рамках международных групп компаний, что следует из пояснительной записки к Федеральному закону от 24.11.2014 № 376-ФЗ, которым данная обязанность была введена. При этом судом было установлено, что бездействие Компании не имело целью использование низконалоговых юрисдикций для получения необоснованных преференций и необоснованной налоговой выгоды, что опять же свидетельствует, по мнению суда, о низкой степени общественной опасности бездействия Компании.
-Поведение Компании до совершения правонарушения характеризовалось готовностью предоставлять запрашиваемую налоговым органом информацию и добросовестным исполнением налоговых обязательств.
-Мотивы бездействия Компании заключались в наличии у нее заблуждения относительно отсутствия требований законодательства о предоставлении информации, уже находящейся в распоряжении органов государственной власти РФ.
-Совершенное правонарушение не относится к категории противоправных деяний, имеющих необратимый характер, а также отсутствуют негативные последствия его совершения.
-Снижение размера штрафа не нанесет ущерба бюджету, поскольку не связано с неуплатой налогов в бюджет.
Эксперты налоговой практики Dentons имеют богатый опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам налогообложения, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков на досудебной стадии и в судах и готовы оказать всестороннюю поддержку.