27 января 2020 года Арбитражный суд г. Москвы вынес решение по делу Башкирские распределительные электрические сети (№ А40-14350/20), в рамках которого рассматривался вопрос квалификации имущества как движимого / недвижимого для целей исчисления налога на имущество организаций.
Как следует из материалов судебного акта, Межрегиональной ИФНС России по КНП № 4 (далее – «Инспекция») была проведена выездная налоговая проверка ООО «Башкирские распределительные электрические сети» (далее – «Общество») за 2014-2016 гг. По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении Обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ, а именно – исключению из налоговой базы стоимости объектов движимого имущества, принятого к учету в составе объектов основных средств начиная с 1 января 2013 г.
По мнению Инспекции, спорные объекты электроэнергетики, представленные высоковольтными воздушными и кабельными линиями электропередач, кабельными каналами, ВОЛС, трансформаторными подстанциями и распределительными устройствами, представляют собой технически (технологически) сложные объекты, прочно связанные с землей, и их перемещение невозможно без причинения несоразмерного ущерба, в связи с чем они подлежат квалификации как объекты недвижимости. Основанием к такой квалификации являются положения Федеральных законов от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Правила устройства электроустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204), Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.2003), ГОСТ 21027-75 «Системы энергетические. Термины и определения», ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения», ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения».
По результатам рассмотрения спора, суд принял решение в пользу Инспекции, указав следующее:
- Исходя из норм ст.ст 130, 131 ГК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовые основания для определения вида объектов имущества (движимое или недвижимое) должны устанавливаться в соответствии с вышеперечисленными нормами гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом. В частности, подтверждением наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости может являться наличие записи об объекте в ЕГРН. При отсутствии сведений в ЕГРН наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, для объектов капитального строительства, подтверждается документами технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешением на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документацией на создание объекта и (или) о его характеристиках;
- При этом в силу ст.ст. 133.1, 134-135 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах. Таким образом, исходя из правового обоснования определения наличия у объектов основных средств статуса движимого или недвижимого следует учитывать не только неразрывную связь с землей каждого объекта самостоятельно, но также цель использования объектов основных средств в комплексе с учетом вида деятельности хозяйствующего субъекта.
- Таким образом, вышеуказанные объекты электроэнергетики правомерно квалифицированы Инспекцией как объекты недвижимого имущества, поскольку:
- любое перемещение целиком либо частей линий электропередачи (линий связи) на новый участок земли требует разработки нового проекта, установления новых охранных зон, оформление новой документации с привязкой к изменившимся условиям размещения и, соответственно, аннулированию первоначального функционального назначения данных линий и приводит к созданию нового объекта с иным функциональным назначением;
- большая часть объектов, которые расположены в конкретном месте, сооружены на монолитном железобетонном фундаменте, соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), имеет или прямую, или опосредованную (через другие объекты) прочную связь с землей;
- отдельно каждый объект сам по себе может не являться недвижимым в силу своих естественных свойств и может быть не отнесен законом к объектам недвижимости. Однако в случае, если такой объект, не имея прочной связи с землей, не обладает признаками технически самостоятельного объекта или имеет явно подчиненный характер, соединяясь с другими частями в составной вещи, такой объект должен быть признан недвижимым имуществом в составе единого недвижимого комплекса.
Следует отметить, что при рассмотрении данного дела суд обращался к многочисленным судебным актам, в которых рассматривался аналогичный вопрос квалификации линейных и вспомогательных к ним объектов электроэнергетики и связи в качестве единого недвижимого имущественного комплекса.
Специалисты налоговой практики Dentons имеют богатый опыт консультационной и претензионной работы по различным вопросам, связанным с применением налогового законодательства, а также сопровождения налоговых проверок, оспаривания ненормативных правовых актов, действий и бездействия налоговых органов, отстаивания интересов налогоплательщиков в судах.