25 января 2021 года Арбитражный суд Омской области вынес решение по делу № А46-12981/2020.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «АгроКорм» (далее – «Общество») являлось членом Ассоциации добросовестных участников рынка АПК и дало свое согласие на признание сведений о нем, составляющих налоговую тайну, общедоступными по форме, утв. Приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@. МРИ ФНС России № 4 по Омской области (далее – «Инспекция») в адрес отдельных контрагентов Общества были направлены письма, информирующие их о наличии несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС по взаимоотношениям с Обществом.
Общество не согласилось с действиями Инспекции и обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными, указав, что:
- Направление информационных писем контрагентам налогоплательщика не предусмотрено законодательством.
- В рамках раскрытия налоговой тайны распространению подлежит только достоверная информация о налогоплательщике.
- Инспекцией не предъявлены обоснованные претензии в адрес Общества о нарушении налогового законодательства, указанными действиями Инспекции Общество фактически понуждается к изменению налоговых обязательств без проведения налоговой проверки в установленном порядке.
- В результате действий Инспекции некоторые контрагенты отказались от сделок с Обществом, а в рамках уже заключенных сделок к Обществу была применена согласованная в них гражданско-правовая ответственность, обусловленная внесением в информационный ресурс Ассоциации добросовестных участников рынка АПК сведений о наличии у Общества налогового разрыва (на основании писем от Инспекции).
Суд пришел к выводу, что действия Инспекции являются законными на основании следующего:
- Несмотря на то, что термин «налоговый разрыв» в законодательстве не определен, всеми участниками налоговых правоотношений под ним понимается неуплата (неполная уплата) НДС каким-либо из участников сделок. Термин «налоговый разрыв» применяется к налоговым правоотношениям, участником которых выступает конкретный налогоплательщик. Соответственно сведения о наличии/отсутствии в деятельности налогоплательщика налогового разрыва относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну.
- Поскольку Обществом дано согласие на признание сведений о нем, составляющих налоговую тайну, общедоступными (вне зависимости от того, что Общество понимало под такими сведениями), налоговый орган вправе распространять сведения о налоговом разрыве в деятельности Общества в адрес различных лиц без каких-либо условий.
- В своих информационных письмах Инспекция выражает свое мнение. Вне зависимости от того, ошибочное оно или нет, само по себе оно не влечет за собой правовых последствий для Общества, поскольку не обязывает Общество к совершению каких-либо действий.
- Гражданско-правовые последствия внесения в информационный ресурс Ассоциации добросовестных участников рынка АПК сведений о наличии у Общества налогового разрыва (на основании писем Инспекции) возникли для Общества исключительно в результате его добровольного членства в данной ассоциации, а также самостоятельного определения им условий договора с контрагентом. Соответственно действия Инспекции не находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими гражданско-правовыми последствиями.
Специалисты налоговой практики Dentons имеют богатый опыт консультационной и претензионной работы по различным вопросам, связанным с применением налогового законодательства, а также сопровождения налоговых проверок, оспаривания ненормативных правовых актов, действий и бездействия налоговых органов, отстаивания интересов налогоплательщиков в судах.