24 декабря 2020 года Арбитражный суд Красноярского края вынес решение по делу ООО «Койлтюбинг-сервис» (далее – «Общество») № А33-34508/2019.
Данный судебный акт стал логическим продолжением Определения Верховного Суда РФ от 06.10.2020 № 302-ЭС20-7898, вынесенного по другому делу того же самого лица.
Напомним, что в своем определении Верховный Суд РФ раскритиковал российские налоговые органы и нижестоящие суды за сугубо формальное применение положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (далее – «Соглашение»), в частности, ст. 18 Соглашения «Другие доходы», указав на то, что данная статья может применяться лишь в тех случаях, когда доход (а) не образует прибыль от осуществления предпринимательской деятельности (что предусмотрено ст. 7 Соглашения), (б) не относится ни к одной из специальных категорий доходов, указанных в ст.ст. 8-17 Соглашения и (в) не возник из источников, о которых не говорится в иных положениях Соглашения (например, получен из источников в третьих странах).
Учитывая ранее данные разъяснения Верховного Суда РФ, Арбитражный суд Красноярского края признал решение налогового органа частично недействительным на основании следующих доводов:
- Согласно общепринятому в международной практике толкованию положений, аналогичных ст. 7 Соглашения, прибыль от предпринимательской деятельности может облагаться налогом только на территории того государства, в котором находится и участвует в экономическом обороте осуществляющее ее предприятие, за исключением случаев, когда специальными положениями международного налогового договора установлены иные правила налогообложения для определенных категорий дохода, образующих указанную прибыль. В этих случаях специальные нормы имеют приоритет над общими.
- В ситуации, когда предоставление имущества в международный лизинг не связано с деятельностью постоянного представительства иностранного лизингодателя в РФ, допустимость налогообложения вознаграждения лизингодателя в РФ как в государстве источника дохода зависит от того, могут ли спорные выплаты быть отнесены к одной из категорий дохода, указанных в специальных положениях международного договора.
- Как следует из ст. 665 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и п.п. 3.2-3.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 № 17, лизинговая деятельность представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг, а лизинговые платежи являются платой за финансирование. Это, по мнению суда, позволяет квалифицировать лизинговые платежи в качестве процентов, подлежащих обложению налогом у источника по ставке 10% в соответствии со ст. 10 Соглашения.
- Тот факт, что налоговый орган при вынесении оспариваемого решения ошибочно применил 20% ставку налога на доходы иностранных организаций, не является основанием для признания данного решения недействительным в полном объеме, поскольку требования ст.ст. 100 и 101 НК РФ относительно отражения в акте проверки обстоятельств совершения правонарушения и документально подтвержденных фактов, связанных с данным правонарушением, были инспекцией соблюдены.
Результатом рассмотрения дела судом первой инстанции и изменения им квалификации платежей для целей применения Соглашения стало снижение применимой ставки налога с 20% до 10% и, соответственно, признание решения налогового органа недействительным в части излишне доначисленного налога, а также приходящихся на него сумм пени и штрафа.
Специалисты налоговой практики Dentons, имеющие богатый опыт консультирования налогоплательщиков и налоговых агентов по вопросам, связанным с применением положений российского законодательства о налогах и сборах и международных налоговых договоров к различным видам выплат в пользу иностранных организаций, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налоговых агентов в судах по эпизодам, связанным с применением указанных положений российского законодательства и международных договоров, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям.