10 сентября 2020 года Арбитражный суд Ульяновской области вынес решение по делу № А72-19045/2019, в рамках которого был рассмотрен эпизод о занижении налоговой базы по НДС на сумму предварительной оплаты в счет предстоящей реализации предмета залога.
Как следует из судебного акта:
- В 2005 году АО «Авиастар-СП» (далее – «Общество») заключило с иностранной компанией SIROCCO AEROSPACE INTERNATIONAL CAYMAN LIMITED (далее – «Заказчик») контракт на производство работ по строительству воздушных судов (далее – «Контракт»). По данному Контракту в том же году Заказчик перечислил в адрес Общества авансовый платеж.
- Денежные средства, перечисленные Обществу в качестве аванса, были получены Заказчиком по договору займа от другой российской компании, которая, в свою очередь, получила их в форме кредита от ЕБРР в 2003 году, причем обеспечение по указанному кредиту было предоставлено Обществом (в виде залога движимого имущества).
- Условиями Контракта предусматривалось, что Заказчик возместит расходы Общества, если ЕБРР обратит взыскание на предмет залога.
- В 2016 году между Обществом и ЕБРР было заключено соглашение об отступном, в рамках которого Общество передало банку в счет исполнения обязательств заемщика по кредитному договору недостроенные самолеты. Через месяц после заключения соглашения об отступном Общество и Заказчик заключили соглашение о расторжении Контракта, и их обязательства по Контракту были признаны исполненными.
Общество исчислило НДС со стоимости переданного имущества в I квартале 2017 года, когда был подписан акт приемки-передачи имущества с ЕБРР.
Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее – «Инспекция») по результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности Общества посчитала, что Общество должно было учесть сумму полученного по Контракту аванса как платеж, произведенный в счет оплаты предоставленного в пользу ЕБРР отступного, т.е. Общество было обязано исчислить и уплатить в бюджет НДС в периоде расторжения Контракта в 2016 году.
Суд встал на сторону Общества на основании следующего:
- В соглашении о расторжении Контракта стороны указали, что платежи по Контракту (в том числе авансовые) были осуществлены в отношении фактически исполненных обязательств Общества. Соответственно, исходя из положений ст. 717 ГК РФ, полученные Обществом денежные средства являются компенсацией его расходов, понесенных при производстве работ по строительству самолетов.
- Компенсация расходов, понесенных Обществом при производстве работ по Контракту до момента его расторжения, не является компенсацией расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), в связи с чем объект обложения НДС в периоде заключения соглашения о расторжении Контракта не возникает.
Специалисты налоговой практики Dentons имеют богатый опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам, касающимся структурирования сделок и управления налоговыми рисками, а также сопровождения налоговых проверок деятельности налогоплательщиков и отстаивания их интересов судах, и будут рады оказать содействие в выборе оптимальной формы гражданско-правовых отношений в соответствии с обстоятельствами конкретной сделки и исходя из целей, преследуемых сторонами.